О конструкции корпуса 500-сильного теплохода
Заготовка металла по корпусу была предусмотрена для парового буксира. Это в известной степени лимитировало конструкторов при разработке проекта, и длина машинного отделения, получилась несколько более, чем это нужно, и в ущерб жилых помещений.
Корпус судна — целиком клепаный. На поперечном наборе стыки наружной обшивки и настила палубы сварные и имеют трехслойный брусковый киль; палуба клепаная, из рифленого железа.
Наличие готовых конструкций набора корпуса не дало возможности устройства двойного дна для хранения топлива и запасов, что является существенным недостатком в сравнении с теплоходами типа «Бурный», имеющими двойное дно почти по всей длине судна.
Главные размерения и элементы обоих теплоходов видны на чертежах. Сравнения, приведенные в них, показывают, что с точки зрения остойчивости, расположения помещений и соответствия типа и мощности механизмов проектирование нового судна без применения каких-либо заготовок выгодно отличается от приспособления заготовок корпуса к другому техническому заданию и наличным механизмам.
Необходимо также указать, что теплоходы проектировались для работы в Балтийском море, где осадка не лимитируется, но не для Астраханского рейда. Очевидно, если бы заводу было заранее известно назначение этих буксиров, длину корпуса можно было бы несколько увеличить с тем, чтобы уменьшить осадку, хотя бы до 3,0 м.
По этой же причине метацентрическая высота наших теплоходов оказалась значительно ниже, чем у теплоходов типа «Бурный», несмотря на то, что приняты все меры к ее повышению.
Как отмечено выше, корпус теплохода приспособлен для плавания во льдах. Имеются усиленные поясья наружной обшивки в районе ГВЛ, толщиной 12 мм, или на 50% толще соседних поясьев. Прочность носовой части усилена носовой платформой, идущей в районе 65—75 шп., и дополнительным бортовым стрингером, являющимся продолжением этой платформы; шпация в кормовой части — 20х325 мм, в машинном отделении — 29х450 мм, а в носовой части — 25х325 мм. Все носовые шпангоуты углового профиля 120х75х12 мм.
Для выпрямления дифферента на нос при полном запасе топлива, а также для балластировки кормы при плавании во льдах имеется кормовая балластная цистерна емкостью 5 т. Баллер руля защищен от действия лада при заднем ходе прочным протектором, отлитым за одно целое с ахтерштевнем. Носовая часть корпуса имеет достаточный подъем киля и развал шпангоутов, а корма — крейсерской формы, заостренная.
Рижские буксиры в отношении вибрации корпуса при работе главной машины ведут себя лучше буксиров типа «Бурный». Даже легкая, просторная металлическая рубка не вибрирует. Кратковременная вибрация корпуса, обычная для всех теплоходов, имеет место только при перемене режимов работы главного двигателя, после чего колебания полностью затухают. По-видимому, это объясняется более прочной конструкцией корпуса и, конечно, меньшим отношением L/H и B/H.
Сравнение конструктивных элементов корпусов обоих буксиров показано в проекте. Мидель шпангоута теплохода показан там же.
Ввиду малых размеров судна установка буксирной лебедки оказалась невозможной. Поэтому буксировка осуществляется с буксирного пружинного откидного гака. Судно снабжено отливными средствами. Имеется водяной эжектор производительностью 80—100 т/час, который питается водой от пожарного насоса, подающейся под давлением 7 атм. через пожарную магистраль. На бук оф ра играть бесплатно без регистрации в любое время