Идея тотального внедрения электромобилей приобретает реальные очертания. Экономисты предполагают, что к 2040 году третья часть мирового автопрома будет оснащена большими литий—ионными батареями. Единственное, что беспокоит учёных на этот счёт – это количество всемирных запасов лития и кобальта. Хватит ли природных ресурсов, чтобы обеспечить массовое производство аккумуляторов?
Катоды (отрицательные электроды), входящие в состав литиевой батареи, содержат кобальт, производство которого ограничено. Инженеры технологического института Массачусетса подсчитали, как резко могут упасть поставки кобальта, если потребность в электромобилях стремительно возрастёт. Результаты возымели отрезвляющий эффект.
Какова же реальность?
Катоды для литиевой батареи состоят из слоёв оксида лития, имеющих в своём составе комбинацию кобальта и других металлов. Уникальные атомные свойства кобальта дают возможность катодам аккумулировать значительные объёмы энергии в небольшое пространство и поддерживают их слоистую структуру.
Массачусетские учёные смоделировали характер поставок лития и кобальта до 2024 года. Чтобы рассчитать спрос, они создали два сценария, основанные на оценках замедленного и ускоренного роста использования батареи для электрокаров и портативной электроники. В результате стало ясно, что литий вряд ли будет ограничивающим фактором. Что касается кобальта, то, по очень скромным подсчётам, на 10 миллионов проданных электромобилей в 2025 году потребуется около 330 тысяч метрических тонн металла. В то время как предполагаемое количество запасов на тот период будет составлять неболее 290 000 тонн.
Кобальт – это побочный продукт, получаемый в процессе добывания меди и никеля. Его выработка прямиком зависит от уровня потребности в этих металлах. Более того, значительная часть мировых залежей кобальта находится в политически нестабильной ДР Конго.
Каковы перспективы?
Утилизация литиевых батарей – процесс очень сложный, вследствие чего проводится крайне редко. Даже при высокой производительности и более дешёвом технологическом процессе, вторичная переработка аккумуляторов никак не сможет компенсировать недостачу ценных металлов. Однако новый химический состав катодов даёт право на надежду. Соединенияс высокой концентрацией никеля, разработанные в Аргоннской национальной лаборатории, смогут уменьшить потребность вкобальте. Катоды, не содержащие кобальт, также проходят стадию разработки. Специалисты настроены на то, чтобы найти им практичное применение.