В данном видео я отвечу на ряд вопросов. Косаемы Литиевых аккумуляторов. Многие и не знают но при помощи литиевых АКБ, а точнее установленных на них платах защиты BMS, можно сэкономить на проводах. И тут нет разницы используется литиевый аккумулятор для солнечных электростанций, а точнее для инверторов которые работают с литиевой батарей. Ну и для электротранспорта, конечно. Так как и там и тут , все что подключается к аккумуляторной батареи нагрузка.
Так вот, если для свинцово тяговых АКБ мы с вами подбирали провод опираясь на паспорт инвертора, и рекомендации производителя инверторов. То при установки литиевого аккумулятора, мы уже смотрим как на рекомендации BMS, а далее если его рекомендации превышают возможности инвертора, пользуемся рекомендациями инвертора. Но если у BMS аккумулятора есть ограничения по току. То мы с вами должны уже рассчитывать нагрузки и ограничения которые заложены в возможностях литиевой батареи и БМС.
И тут очень важно понять что именно я имею в виду, и почему это важно. Во первых речь тут идет о использовании качественного и безопасного и современного провода. Сам провод более устойчив как к тяжелым средам, так и к разным температурам (силиконовая изоляция, провод медно луженый, гибкий многожильный.) Так вот в связи с тем что стоимость проводов стала весьма велика. Можно немного сэкономить на покупке провода если приобретать его из рекомендаций БМС которая установлена на вашем литиевом АКБ. Опять таки если это вам необходимо.
И выбирать провод, именно под постоянную нагрузку, на которую рассчитана сборка лития, и которая ограничена самой БМС.
Тут важно понимать и отдавать отчет, что БМС подбирается уже исходя из рекомендаций и возможностей литиевой сборки, а так же здравого смысла. В котором недолжно быть, что-то типа, больше значит лучше.
Пару примеров как раз со стола.
1 Аккумулятор 48 вольт рассчитан на нагрузку до 1000 Ватт на 48 вольт, сечение провода выбрано под БМС с током ограничения 15А пиковый 30А — провод тут использован 2.5 квадрата AWG14
2 Аккумулятор 72 вольта рассчитан на постоянную нагрузку 3000 Ватт 72 Вольта, сечение провода выбрано под БМС с ограничением 30А пиково 60А — провод тут использован 6 квадратов AWG10
То Есть нет смысла ставить провод и переплачивать деньги, как в первом случае, так и во втором. При этом нужно понимать, что если вы подбираете провод уже опираясь например на солнечный инвертор, и вы знаете что мощность пиковая может достигать определённых величин. Которые не будут превышать возможности литиевой батареи, таким образом провод подбирается исходя из рекомендаций схема техники инвертора ( где решающую роль имеет его мощность).
Но и меньше рекомендуемого сечения лучше провод не использовать, так как ток в импульсе, может со временем привести к определённым проблемам. И тут нагрев его не такое страшное явление.
Раньше когда провода были более доступными, мы всегда брали провод с небольшим запасом. Сейчас же лучше ограничиваться именно рекомендацией.
Так же в данном видео немного про разъемы которые я использую частенько для лития, и почему разъемы я использую не постоянно XT60 или подобные. А беру непосредственно то что мне удобнее и для конкретного случая я считаю более надежным решением.
И да, гнезда и разъемы, для лития я паяю, для солнечных электростанций, так как токи там большие. Чтобы повысить соединение если рассматривать на долго срок, желательно их прессовать, и окольцовывать медными, или медно лужёными гильзами! Использовать алюминиевые, стальные оцинкованные гильзы нельзя. Долбить зубилом так же не рекомендуется!
Ну и страшно если разъемы например XT60 искрят при подключении. Например с маломощным инвертором, или в электротранспорте. Страшного тут ничего нет, они же у вас не прикипают. А искрят они в момент когда конденсаторы инвертора, или контроллера электротранспорта разряжены. И пока на них нуль, это равносильно, что на мгновение, при подключении возникает короткое замыкание. Например в электротранспорте ставят АВТОМАТ на постоянный ток. Который при подключении АКБ отключается, а при отключении АКБ так же отключается первым. И после подключении батареи, включается, тем самым искрит уже в нем а не в разъеме.
Но например, я особо не парюсь, и отключаю и подключаю АКБ на горячую, то есть не трогая автомат, так как он у меня сильно подгорел, как я перешёл со свинцово тяговых АКБ на литий. Совпадение 🙂 не думаю. И несмотря на то что искрит у меня при подключении разъем отлично все это переживает и не разу еще не прикипел. Так что тут особо неочем волноватся. На крайний случай его поменять не так дорого.
Пинцет под СМД очень прочный — https://alli.pub/6mw2z9
Разъем для лития на 72 вольта который себе взял Штекер EC5 5 мм, 100 А- https://alli.pub/6mw2wx
Нож — https://alli.pub/6mw2xp
Бокорезы для проводов и не только — https://alli.pub/6mw2y3
1Pair XT30 XT60 XT90 Male Female — https://alli.pub/6n088x
In this video I will answer some questions. Mowed Lithium batteries. Many do not know, but with the help of lithium batteries, or rather the BMS protection boards installed on them, you can save on wires. And there is no difference when a lithium battery is used for solar power plants, or rather for inverters that work with lithium batteries. Well, for electric vehicles, of course. Since here and there, everything that connects to the battery is a load.
So, if for lead traction batteries we selected the wire based on the inverter passport, and the recommendations of the inverter manufacturer. Then when installing a lithium battery, we already look at both the BMS recommendations, and then if its recommendations exceed the capabilities of the inverter, we use the recommendations of the inverter. But if the BMS battery has current limits. Then you and I must already calculate the loads and limitations that are inherent in the capabilities of the lithium battery and BMS.
And here it is very important to understand what exactly I mean, and why it is important. Firstly, we are talking about the use of high-quality and safe and modern wire. The wire itself is more resistant both to heavy environments and to different temperatures (silicone insulation, tinned copper wire, flexible stranded wire.) So, due to the fact that the cost of wires has become very high. You can save a little on buying a wire if you purchase it from the recommendations of the BMS that is installed on your lithium battery. Again, if you need it.
And choose a wire, specifically for a constant load, for which the lithium assembly is designed, and which is limited by the BMS itself.
Here it is important to understand and be aware that the BMS is already selected based on the recommendations and capabilities of the lithium assembly, as well as common sense. In which there should not be, something like, more is better.
A couple of examples just from the table.
1 A 48 volt battery is designed for a load of up to 1000 watts per 48 volts, the wire section is selected for BMS with a current limit of 15A peak 30A — the wire used here is 2.5 AWG14 squares
2 The 72 volt battery is designed for a constant load of 3000 watts 72 volts, the wire section is selected for BMS with a limit of 30A peak 60A — the wire used here is 6 squares AWG10
That is, it makes no sense to install a wire and overpay money, both in the first case and in the second. At the same time, you need to understand that if you select a wire already relying on, for example, a solar inverter, and you know that the peak power can reach certain values. Which will not exceed the capabilities of a lithium battery, so the wire is selected based on the recommendations of the inverter technology circuit (where its power plays a decisive role).
But even less than the recommended cross section is better not to use the wire, since the current in the pulse can lead to certain problems over time. And then heating it is not such a terrible phenomenon.
In the past, when wires were more readily available, we always took wire with a small margin. Now it is better to be limited to the recommendation.
Also in this video a little about the connectors that I often use for lithium, and why I do not always use XT60 or similar connectors. And I take directly what is more convenient for me and for a particular case, I consider it a more reliable solution.
And yes, sockets and connectors, I solder for lithium, for solar power plants, since the currents there are large. In order to increase the connection if considered for a long time, it is advisable to press them and ring them with copper or tinned copper sleeves! Do not use aluminum, steel galvanized sleeves. Chiseling with a chisel is also not recommended!
Well, it’s scary if connectors for example XT60 spark when connected. For example, with a low-power inverter, or in electric vehicles. There is nothing terrible here, they do not stick with you. And they spark at the moment when the capacitors of the inverter or the electric transport controller are discharged. And while they are zero, this is tantamount to a momentary short circuit when connected. For example, in electric transport, they put the AUTOMATIC on direct current. Which turns off when the battery is connected, and when the battery is disconnected, it also turns off first. And after connecting the battery, it turns on, thereby sparking already in it and not in the connector.
But for example, I don’t really worry, and I disconnect and connect the battery to a hot one, that is, without touching the machine, since it burned out badly, as I switched from lead traction batteries to lithium. Coincidence 🙂 I don’t think so. And despite the fact that the connector sparks when I connect it, it survives all this perfectly and has not yet become attached. So there’s not much to worry about here. In extreme cases, it is not so expensive to change it.
SMD tweezers are very durable — https://alli.pub/6mw2z9
Connector for lithium at 72 volts which I took for myself Plug EC5 5 mm, 100 A- https://alli.pub/6mw2wx
Knife — https://alli.pub/6mw2xp
Side cutters for wires and more — https://alli.pub/6mw2y3
1Pair XT30 XT60 XT90 Male Female — https://alli.pub/6n088x