Наводить аппарат и одновременно держать фонарик очень неудобно — не помешала бы третья рука! Поэтому лучше, если фонарик закреплен на аппарате или лампе-вспышке, а особенно хорошо, если в рефлекторе лампы-вспышки стоит специальная лампочка луча-лоцмана, служащая для наводки в темноте. Она питается или от той же батарейки, что и лампа-вспышка, или от отдельного источника энергии. В момент вспышки она автоматически выключается. Луч-лоцман можно использовать не только для съемки в пещерах, но и при ночной съемке или при съемке в дуплах. Основное требование к ней то же самое, что к аппаратуре для обычной съемки насекомых и других мелких существ. Она должна быстро и точно наводиться на резкость. Но пещерная темнота тоже предъявляет свои требования к фотографу. И в итоге самым удобным способом наводки при съемке пещерных насекомых оказываются «усы» или «рога», которые были описаны выше. Они позволяют наводить быстро, точно и не требуют сильного света. Достаточно просто видеть объект. К тому же, оборудовать «усами» или «рогами» можно почти любой аппарат. Сложнее обстоит дело со съемкой особенно чутких насекомых вроде кузнечиков, а также летучих мышей, которых можно легко спугнуть торчащими вперед железками. На них следует наводить обычным способом — по зеркалу «Зенита», «Практики» или другой зеркальной камеры. Но есть еще один способ наводки на резкость в пещерах: с помощью занятного приспособления — светового дальномера. Он немного напоминает оптический дальномер ФЭДа или «Зоркого»: там, чтобы навести на резкость, надо совместить сдвоенное изображение в видоискателе. Световой же дальномер — это два фонарика с очень узкими, «точечными» лучами.
Они укреплены по бокам аппарата таким образом, что в какой-то точке перед объективом лучи перекрещиваются. Аппарат предварительно наводится на эту точку, на объективе ставится нужная диафрагма, а когда приходит время съемки, аппарат со вспышкой подводится к объекту так, чтобы лучи скрестились на нем. В этот момент он и будет в фокусе. Если же аппарат наведен неточно, мы увидим два световых пятна, и, чтобы их совместить, нужно сдвинуть камеру назад или вперед. Конечно, человек, попавший в пещеру с фотоаппаратом, будь он самым заядлым фотоохотником, не ограничится только съемкой пещерных животных. Ему наверняка захочется сфотографировать и подземные пейзажи: величественные залы, украшенные вычурными колоннами, волнистыми каменными занавесями, свисающими с потолка копьями сталактитов; или подземные озера, в которых отражаются похожие на статуи сталагмиты. Подземная фотография имеет много своих особенностей. Например, чтобы сделать один пейзажный снимок большого зала, приходится потратить целый час, а то и больше. Когда выбрана точка съемки, аппарат ставится на штатив или на какой-нибудь плоский натек. Очень хорошо, если камера имеет длительную выдержку; если же ее нет, необходим тросик со стопором. Когда все готово для съемки, затвор камеры открывается, а фотограф, маскируясь за колоннами и выступами скал, начинает освещать зал. Определенного моменат чтобы начать не существует однако ты можешь понять самое главное что данный момент может быть сейчас тот самый момент когда ты начал https://xn----8sbnkcdlnkfehd3i.com/ да тебе может это показаться сложным и так далее однако это не так нет ничего сложного если самое главное есть желание просто начни зарабатывать