Фильмы о биологии часто повторяют друг друга
Да, так же как и кукушонок, они подчинены закону природы, гарантирующему продолжение рода — это слепой, нерассуждающий инстинкт материнства.
Великолепные документальные съемки делают этот фильм ценным исследовательским материалом для орнитолога, отличным учебным пособием для педагога. А кроме того, может быть, помимо воли авторов, это еще маленькая трагедия о преданности и вероломстве. Надеюсь, что блюстители строгой науки простят мне это утверждение: я сознаю всю его антинаучную антропоморфическую сущность.
Материнскому инстинкту, заботам о продолжении рода было посвящено еще несколько фильмов, как, например, «Птенцы в опасности» (режиссер И. Бостан, Румыния), «Единобрачие и гаремы» (режиссер К. Григорьев, оператор Цв. Найденова, Болгария) п др.
Однако нельзя не заметить, что слишком часто фильмы о биологии повторяют друг друга тематически, нередко встречаются даже одинаковые эпизоды и очень похожие планы. Конечно, в функции МАНК не входит согласование тематических планов научных популяризаторов различных стран. Но когда подумаешь, как много интереснейших научных проблем, биологических загадок еще не попало в орбиту внимания кинематографистов, становится жаль труда, затрачиваемого на повторения. К тому же далеко не всегда новые фильмы оказываются выше по мастерству, таланту, научной глубине, чем выпущенные ранее.
Вспоминается виденный еще на Московском фестивале МАНК (в 1958 году) прекрасный фильм «Родительские заботы» Вирджилио Този. Подходя к природе как философ и художник, автор показывает развитие родительского инстинкта у животных на протяжении тысячелетий. На нижних ступенях эволюции мы видим рыб, которые бросают икринки на произвол судьбы, род сохраняется за счет огромного количества икринок. У более высокоорганизованных животных — птиц, млекопитающих — потомство малочисленно, заботы о его сохранении сложны, здесь уже наблюдается возникновение семьи. Яркие, хорошо снятые, эмоциональные эпизоды, точно продуманная композиция, строго научное изложение заставляют надолго запомнить этот фильм, в котором поэзия и наука образуют некий синтетический сплав, питающий и ум и сердце зрителей.
Нельзя упрекнуть в повторах авторов итальянского фильма «Акулы —неизведанные существа» (режиссер и сценарист Б. Ваилати, оператор А. Маттеи). Они поставили перед собой цель исследовать поведение акул в их родной стихии. С замиранием сердца следят зрители за мужественными кинематографистами, бесстрашно опускающимися в морскую глубину, вплотную подплывающими к огромным злобным хищникам. Они снимали своих опасных героев в Коралловом и Красном морях, в Тихом океане вблизи островов Туамоту и Гавайских. В конце фильма авторы заверяют зрителей, что вели исследования долго и терпеливо, но так и не смогли выполнить поставленную перед собой задачу — установить закономерности поведения в процессе кормления акул. Но кто решится назвать неудачей этот фильм, в котором показаны многие разновидности акул, способы защиты от них, где человек, вооруженный кинокамерой, не побоялся заснять самого страшного людоеда — большую белую акулу? Одиннадцатиминутная киноодиссея представляет уникальное зрелище, сопровождается выразительной музыкой У. Кализе и заслуженно была награждена почетным дипломом МАНК. Как открыть джойказино на телефоне?