Два рассказа о памяти («Леннаучфильм», 1982)


Чрезвычайно простая по построению и по характеру стилистики, эта картина стоит где-то между научно-популярным и документальным, между большим кино и телевидением. Автор-режиссер В. Чигинский. Научные консультанты академик Д. Лихачев, академик Н. Бехтерева.

Два человека, сменяя друг друга на киноэкране, не споря друг с другом, говорят прямо в камеру. Естественно, говорят по-разному, потому что один — академик Д. С. Лихачев — обращается к чувству, эмоции, вызывает сопереживание, соучастие; другой — академик Н. П. Бехтерева — объясняет физиологическую сторону явления. Каждый говорит о своем, и объединяет их только поставленный изначально вопрос: «Что такое память?»

Они словно по две стороны от этого вопроса. Гуманитарий, историк, философ Д. С. Лихачев докапывается до смысла понятия «память» во всех ее человеческих, общественных проявлениях. Физиолог Н. П. Бехтерева рассказывает о том, что успели на сегодня ученые в изучении механизма памяти, носителей памяти, в исследовании мозга.

Д. С. Лихачев размышляет, вспоминает, суммирует, убеждает:

— Память — это процесс. Она противостоит времени, смерти. Это форма борьбы со смертью. Память отбирает все лучшее. На ней основаны традиции...

— Жизнь на три четверти — память о старом, и только на этой основе возникает что-то новое...

— Память определяет моральный климат семьи...

— Нравственный климат народа связан с тем, насколько он ценит свое прошлое...

— Человеческая культура — это память...

Н. П. Бехтерева — ей, видимо, дали послушать, а может, и посмотреть взволнованный рассказ Дмитрия Сергеевича — улыбается, понимая ограниченность своей роли. Ей не дано возможности говорить о вещах эмоциональных:

— Для нас, физиологов...

— понять, как работает мозг...

— до самого последнего времени о памяти физиологи ничего сказать не могли...

— Комплексное исследование мозга, в том числе и памяти.

И так далее...

А Чигинский показывает эксперименты: решение задач, требующих привлечения опыта, памяти. С одновременной регистрацией импульсов активности клеток, волны ожидания, некоторых ионных процессов и т. д.

Экран демонстрирует еще один удивительный опыт переноса памяти от одного животного к другому.

Только однажды, уже в конце фильма, Наталье Петровне позволено сказать словами из той сферы, в которой размышляет Лихачев, — «о внешней памяти, которая хранится вечно и не принадлежит тому, кто ее создал».

На просмотрах и обсуждениях этого фильма раздавались недовольные голоса, обвиняющие Чигинского в пристрастии к гуманитарному началу, в просчете, который поставил Н. П. Бехтереву в невыгодное, по отношению к зрителю, положение. Она, дескать, явно проигрывает в сравнении и т. д.

Думается, что здесь нет пристрастия, нет просчета. Фильм задуман и реализован точно. И диссонанс двух голосов неизбежен — он отражает нынешнее положение вещей и наук. Он вызван двумя насущными и переменными проблемами, одна из которых лежит в плоскости исторической, гражданской, другая — в сугубо научной. Одна — о боли при взгляде на иные факты, неуважении к собственной истории. Другая — о малости наших знаний о самой природе памяти, о трудности познания внутренней памяти, личной, каждого человека.

Но внешнее и внутреннее — это части одного целого, имеющие общую историю и устремленные к общему будущему. В их движении заложен пафос грядущего соединения естественных и гуманитарных наук в общую науку о человеке.

В фильме нет будущего, есть проблема и пусть не выраженная в словах, но ощутимая надежда. Но зато как тонко, стилистически чисто сделана эта линия родства с прошлым, сформированы ее истоки. Я не имею в виду прямые иллюстрации — это, на мой взгляд, не лучший путь вообще. «Пушкин — на Пушкина», «Сороть — на Сороть»... Я предпочел бы смотреть в глаза Лихачеву, когда он говорит о том, как фашисты хотели уничтожить память народа. Быть может, это вкусовое. Пусть так. Я имею в виду те краткие музыкальные паузы, которые отделяют одного рассказчика от другого и в которых также проходят две линии. Линия собственной человеческой семейной памяти героев, живущих в старых фотографиях, и линия памяти науки, медицины, физиологии, история в картинах великих художников прошлого. Это получилось. Как бесспорно получились и портреты главных героев. Прямые и простые монологи пали возможность прочитать не только их мысли, но характеры, живой интерес к науке, увлеченность своей профессией...

Дали, наконец, добрую возможность знакомства, встречи с настоящими, большими учеными. Каждый иногда хочет развлечений. от тяжелой работы, бытовой жизни. Открылся новый сайт от азино777, отличный новые игры, которые готовы завлечь каждого. Новые приятные бонусы новичкам, честные выплаты. Заходи на aazino777.net официальный сайт. Честные выигрыши и большие бонусы при регистрации.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

, , , , , , , , , , , ,

Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.

Запросов: 119 | 0,970 сек
Память: 68.03MB
%d такие блоггеры, как: